Оформление паспарту для рисунка а3 своими руками. Как сделать из бумаги паспарту. Какие инструменты понадобятся

Для тех, кто профессионально занимается фотографией, участвует в выставках, да и просто для обычных людей, иногда возникает необходимость красиво оформить какое-либо изображение. В профессиональном контексте это необходимо для лучшего восприятия фоторабот, чтобы подчеркнуть их индивидуальность. Ну а в обычной жизни - это может быть интерьерное решение, или желание красиво оформить гербарий, например, или любимое фото. Как бы то ни было, без советов специалистов в этом вопросе не обойтись. Особенно, если Вы ранее никогда с этим вопросом не сталкивались. Итак, начнем..

Паспарту. Что это


Паспарту - это бумага различной степени плотности и цвета, используемая для оформления картин, фотографий, и различных художесвенных работ. Паспарту расположено между багетом (рамкой) и изображением. Предназначено для усиления эффекта визуального восприятия, подчеркивая изображение, создавая на нем своеобразный акцент. В случае покрытия изображения стеклом, расположено непосредственно под ним. Подбирать паспарту следует, согласовываясь с цветовым решением изображения и рамки. В основном предпочтительны нейтральные или пастельные цвета. Но существует ряд творческих идей, при которых возможны различные цветовые решения.

Поля паспарту и их размер


Ширина верхнего поля паспарту и его боковых полей должна находиться в соотношении от 1/3 до 1/2 части меньшей стороны изображения. Нижнее поле должно быть немного больше. Это связано с законами композиции. Объект визуально воспринимается как более пропорциональный и гармоничный, если нижняя часть немного больше. Крайне нежелательно делать очень маленькие поля, так как они визуально сольются с рамкой, и не смогут подчеркнуть изображение. Также, если удариться в противоположную крайность, и сделать поля паспарту чересчур широкими, то потеряется само изображение. Все хорошо в меру.

Виды паспарту


  1. Стандартное паспарту. Изготавливается из плотного картона разнообразных цветов и текстур. Толщина картона для такого паспарту составляет около двух миллиметров. Окрас среза разнообразен. Паспарту подходит для оформления художественных работ любого типа.
  2. Музейное паспарту. Изготавливается из специального картона, пропитанного особыми веществами, обладающими способностями защищать уязвимое старинное изображение от окисляющих факторов окружающей среды. Используется при оформлении раритетных фото, и изображений, имеющих ценность, как антиквариат.
  3. Глубокое паспарту. Изготавливается из специального картона толщиной пять миллиметров. Угол среза составляет сорок пять градусов. Применяется в художественных работах с целью создания "эффекта тоннеля" - для придания глубины изображению.
  4. Тканевое паспарту. Бумажная основа паспарту декорируется любой тканью: от рогожи до бархата, в зависимости от идеи произведения. Применяется при оформлении художественных работ изобразительного типа: панно, гербарии под стеклом.

Изготовление паспарту. Пошаговая инструкция

Предлагаем вашему вниманию способ изготовления паспарту с пошаговой инструкцией. Этот вид паспарту очень оригинален, и подходит для оформления картинки или фото с более объемной рамкой, чем исходный размер изображения. Результат Вы можете видеть на фото в начале статьи. Для изготовления такого паспарту нам понадобится лист картона необходимого размера, карандаш, линейка, канцелярский нож. Ну и собственно, само изображение, и рамка к нему (в индивидуальной комплектации).


Берем изображение, которое мы будем декорировать паспарту, и помещаем его на лист плотного белого картона (основу паспарту). Точками отмечаем углы изображения. Отступаем от сторон картины на 2-3 сантиметра. Отрезаем квадрат картона необходимого размера. В конкретном случае будет удобнее заранее синхронизировать размер рамки с основой, и размер паспарту, чтобы они совпадали. Это поможет избежать в дальнейшем коррективных мер.



Проводим линии

Все четыре точки соединяем между собой линиями при помощи линейки и карандаша.


Вот так выглядит размеченная линиями ширина полей паспарту.


При помощи канцелярского ножа и линейки делаем диагональный прорез в поле изображения.


Затем делаем еще один диагональный прорез, перпендикулярный первому.


Приложив линейку к отлинованной ранее линии границы изображения, отгибаем прорезанный угол до формирования отчетливой границы сгиба.


Повторяем процесс отгибания для всех прорезанных частей.


У нас получается вот такое развернутое поле паспарту.


На это поле помещаем подготовленное изображение картинкой вниз, располагая его симметрично.


Загибаем выступающие углы картона на тыльную сторону изображения.


Заготовка паспарту с внешней стороны теперь выглядит вот так.


Помещаем паспарту с изображением в рамку.


Закрываем фанерной основой. Оригинальное паспарту готово. Меньшая по размеру картинка надежно закреплена в большей по размеру раме при помощи паспарту.

Как сделать паспарту /видео/


Чем сделать паспарту. Профессиональный подход

Изготовление простого паспарту

Паспарту для оформления работ

Паспарту для рисунков

Вывод:

Красивый оригинальный декор для Ваших фото или картин - все это легко можно сделать своими руками из обычной бумаги или картона. Паспарту поможет подчеркнуть уникальность и раскрыть душу изображения. Мы постарались максимально подробно раскрыть тему. Ну а дополнительные материалы, как всегда, в видео к нашей статье.

Паспарту может использоваться с целью создать неподражаемый эффект от восприятия картины, особое настроение, подчеркнуть цветовую гамму рисунка или даже зрительно уменьшить или увеличить изображение. Это специально отведённое поле, обычно из картона или бумаги подходящего цвета и фактуры, находится между рамкой и рисунком.

Для изготовления паспарту для рисунка вам понадобятся:
  • нож для бумаги;
  • металлическая линейка;
  • двухсторонний скотч;
  • картон, предназначенный для паспарту, или просто хороший толстый картон;
  • цветная бумага, лучше специальная для пастели.

Если вам не удалось найти бумагу желаемого оттенка, а паспарту будет не больше, чем лист формата А3, можно распечатать на цветном принтере лист бумаги подходящего цвета. На следующем изображении можно увидеть паспарту, сделанный из такой бумаги.

На задней стороне картонного листа сделайте отметки соответственно с размерами будущего паспарту. Используя нож и линейку, вырежьте рамку. Если цвет картона не подходит к рисунку, используйте в работе купленную или напечатанную вами бумагу. Из листа бумаги вырежьте такое же паспарту, но внутренний разъем можно сделать на 1-2 мм больше, тогда между рисунком и паспарту останется обрамление светлого тона, которое будет выглядеть, как фаска на багете. По периметру на лицевой стороне паспарту из картона наклейте двухсторонний скотч таким образом, чтобы между внутренним краем и скотчем был отступ 3-4 мм. В таком случае у вас будет возможность после склейки картонного и бумажного паспарту скорректировать неровности внутренней обводки.


Следующий этап требует аккуратности и не терпит спешки: необходимо приклеить бумажное паспарту к картонному. Лучше всего сначала закрепить горизонтальные стороны, затем вертикальные. Осторожно отгибайте бумагу и снимайте защитные полосы со скотча. В результате ваших стараний всё почти готово. Но если внутреннее светлое обрамление паспарту не удалось сделать одинаковой со всех сторон, возьмите нож и линейку и очень осторожно исправьте эти неровности – подрежьте бумажное паспарту. При этом главное не повредить нижний картонный слой. Теперь перед вами паспарту выбранного цвета со светлой внутренней обводкой. Такое подойдёт к любому рисунку. Но можно его усовершенствовать. Чтобы сделать ещё больший акцент на оформлении и придать рисунку эффект объёмности, можно сделать двойное паспарту с контрастной обводкой. Первый способ – сделать ещё одно такое же паспарту из картона и прикрепить его двухсторонним скотчем.


Но если картина и так большая, дополнительный картон будет только утяжелять её. В таком случае можно прикрепить готовое паспарту на лист цветной бумаги контрастного оттенка и внутри вырезать «окошко», оставив полоску обрамления около 1-3 мм.


Остался последний очень важный шаг – соединить паспарту, рисунок и рамку. Сначала с помощью двухстороннего скотча наклейте изображение на лист бумаги размером с паспарту так, чтобы оно было как раз внутри «окошка». Сверху приложите изготовленное вами паспарту. Если используется рамка со стеклом, просто вложите все это внутрь и хорошенько закрепите задней панелью. Если у вас рамка без стекла – лучше всё-таки приклеить паспарту к листу с рисунком.

Картина с паспарту всегда смотрится более ярко, эстетично и стильно. Главное – подобрать цвет, который будет правильно подчёркивать холодные или тёплые оттенки рисунка. Кроме того, паспарту можно использовать также в оформлении фотографий или вышитых картин, оно может быть из ткани или овальной формы. Включайте фантазию и экспериментируйте – вам понравится !

Стена, на которой хаотично расположены фотографии, картинки и вышивки, выглядит пятнистой и безвкусной. Если же изготовить для них паспарту, декор стены станет естественным и интересным.

Цветовая гамма и настроение рисунка или картины станут более заметными, если поместить их в паспарту. Такое оформление можно заказать профессиональному мастеру, но сделать его собственными руками гораздо интереснее. Поэтому вопрос, как правильно сделать паспарту для рисунка, интересует многих.

Паспарту - что это

Между рамой и картиной располагается специальное поле, обычно выполненное из цветного картона. Оно как раз и является паспарту. Оно способно создать интересный эффект, визуально увеличивая или уменьшая изображение. Паспарту выполняют разной формы с соответствующим отверстием для рисунка или фотографии. Дизайнеры и профессиональные художники оставляют на паспарту свою подпись.

Задачей изготовления паспарту является создание гармоничного соотношения интерьера с картиной и рамой.

Как оформить паспарту: легкий способ

Визуально расширяя пространство вокруг рисунка, паспарту выполнит множество функций:

  • создаст своеобразное окно, через которое картина выдвинется на первый план,
  • подчеркнет лучшие стороны и усилит гамму цветов рисунка,
  • создаст нужное настроение,
  • подчеркнет изящные графические линии.

С помощью паспарту несколько работ в разных стилях можно превратить в одну композицию, одновременно подчеркнув особенности каждого рисунка. Паспарту исправит наше искаженное восприятие художественного произведения.

Делаем паспарту для рисунка

Как сделать паспарту для рисунка, многим будет интересно узнать, ведь оформлением стен приходилось заниматься каждому.

Итак, нужно взять лист картона нужного цвета толщиной около трех миллиметров, скотч или универсальный клей, линейку, канцелярский нож, карандаш, мелкую наждачку. Начинается процесс изготовления паспарту:

  • Картон размечаем по сторонам рисунка, добавляя по 5 см по ширине и высоте, чтобы между рамкой и рисунком получилось расстояние шириной не менее 4 см.
  • В получившемся куске картона определим центр, от которого нужно построить квадрат, имеющий стороны меньше, чем у рисунка, на сантиметр.
  • Канцелярским ножом вдоль линейки нужно вырезать среднюю часть паспарту и отшлифовать внутренний срез.
  • От каждой стороны окошка нужно отмерить 0,5 см и аккуратно наметить квадрат.
  • К каждому углу прямоугольника нужно аккуратно надрезать углы у окна размером 45 градусов.
  • С помощью линейки по намеченным линиям вокруг, чуть касаясь ножом, но не прорезая насквозь, намечаем надрезы, по которым нужно отогнуть края окна.
  • Рисунок нужно подставить с изнанки и клеем или скотчем прикрепить к картону.
  • Вставляем композицию в подходящую раму.

Теперь вам известно, как сделать паспарту для рисунка пастелью, карандашом или акварельными красками. Можно ограничиться изготовлением одного обрамления, если паспарту изготавливается для рисунка, и вставить композицию в рамку. Художественная аппликация удачно подчеркнет характер рисунка. Вы также можете заказать изготовление паспарту на нашем сайте от профессионалов своего дела.

Чтобы правильно подобрать цвет картона, из которого будет изготовлено паспарту, запомните:

  • Белый цвет отвлекает внимание от рисунка.
  • Черный цвет искажает спектр, делая изображение более ярким.
  • Оттенок подбирается под цвет одной из деталей на рисунке.
  • Паспарту и изображение должны образовать единую композицию.

Оформление своего произведения вы можете продолжать, дополняя разными деталями и экспериментируя. Но если заниматься оформительским искусством совсем не хочется, а дизайн интерьера хочется обновить, закажите у нас услугу по изготовлению паспарту! Итог вас порадует, ведь в нашей мастерской работают опытные мастера высокого класса.

Нарисованные рамки для фотошопа и фото

Нарисованные рамки для фотографий, фоторамки для фотошопа открывают простор фантазии. Великолепная графика позволит создать фотопортреты в различном стиле и на любой вкус. Помещая фото в разного размера готовые рамочки, используя шаблоны для оригинальных коллажей легко превратить собственное жилье в интересную авторскую галерею.

Если хотите потешить самолюбие друга в день рождения, то эта рамка для его фото — то что нужно. Дальше она так и просится стать этикеткой бутылки. Такое шампанское, конечно, не выпивается, а ставиться на полку на добрую долгую память.

Ваше фото в окружении листьев.

Виноградная летняя виньетка словно светится.

Как изготовить паспарту в домашних условиях?

Автор мастерски прорисовал каждый лучик, идущий от центра, под нужным углом. Поверьте, не так то просто это сделать. И конечно игривые виноградные листья и грозди добавляют ещё больше радости и свежести общей идее.

Этот рисунок имитирует раму для картины. На самом деле в фоторамки не всегда вставляют только фотографии. Также очень красиво в таком оформлении будет смотреться рисунок природы или натюрморт.

Нарисованная деревянная рамка квадратной формы.

Ветвистый овал в прямоугольнике. Аккуратная графическая фоторамка для группового снимка. Как раз по центру легко поместить людей, а весь ненужный и случайно попавший в кадр фон окажется аккуратно спрятанным.

Графическая черно-белая рамка для фото в стиле средневековья.

Медаль для победителя соревнований, олимпийских игр или именинника.

Круглая бесплатная рамка с местом для надписи и овалом для какого-нибудь символа.

Цепочка соединена парой ленточек для подписи около снимка.

Виньетка плетёных лент и вьющихся побегов.

Нарисованная рамка с часами.

Графическая рамочка в виде основы под орден.

Как сделать паспарту для рисунка?

Все о цифровой фотографии

Фотография и паспарту – способы оформления

Если у вас накопилось достаточное количество фоторабот для выставки, самое время подумать об их оформлении. В настоящее время многие центры фотопечати предлагают свои услуги по оформлению фотографий в паспарту. Оформленная таким способом фотография смотрится более эффектно. Боковые поля отделяют изображение от окружающей обстановки и делают его отдельным объектом, привлекающим внимание.

Оформить фотографии можно и своими руками. Мы рассмотрим два способа: наклеивание фотографии на паспарту и вырезание окна в паспарту.

Но, прежде всего, что такое паспорту? Паспарту - это многослойный картон, предназначенный для оформления фото толщиной от 0,8 до 3 мм. В художественных магазинах можно найти паспарту разных цветов, но самый распространённый - белый и его оттенки. Поверхность может быть ровной или текстурной. Оптимальные размеры картона - 80 на 100 см.

Способ 1. Наклеивание фотографии на паспарту

Берём фотографию 11 на 15 см. Для данного формата сделаем боковые поля равными 5 сантиметрам, верхнее - 4, нижнее - 6 см (измерение на глаз). Такой способ расположения объясняется тем, что фотография должна быть расположена в оптическом центре листа (а на физическом). Измерить оптический центр листа можно следующим образом: предположим, у нас лист 25 на 20 см. Совмещаем верхний левый угол фото с верхним левым углом паспарту, замеряем расстояние от точки А до точки В, делим получившееся расстояние пополам, от этой точки опускаем перпендикуляр вниз.

После этого замеряем расстояние от точки С до точки Е, делим аналогично пополам и проводим параллельную прямую относительно нижнего края паспарту. Из точки С проводим диагональ в точку P. Точка пересечения двух прямых I как раз и будет той координатой, в которую мы поместим правый нижний угол снимка. Поместив фотографию в оптический центр, получаем результаты: боковые поля равны 5 см, верхнее поле 3,5 см, нижнее 6,5 см.

Карандашом отмечаем вершины фотографии на паспарту, переворачиваем её. Приклеивать фотографию можно резиновым клеем, он легко снимается и не портит снимок. Можно также использовать двусторонние стикеры или уголки.

Способ 2. Паспарту с окном

Этот способ оформления фотографий дороже, чем наклеивание, но результат стоит того.

Мастер-класс Рама паспарту Делаем паспарту для рисунка

Вам понадобится лист тонкого и лист толстого картона, карандаш, линейка, ластик, нож для резки, макетный нож, уголки для фото или двусторонние стикеры, мелкая наждачная бумага, бумажный скоч.

Размер паспарту, как и в предыдущем примере. Вырежьте два листа одного размера, тонкий - для подложки, толстый - на окно.


Толстый лист паспарту переверните лицевой стороной вниз и начертите окно, учитывая поля: боковые - 5 см, верхнее - 3,5 см, нижнее - 6,5 см. Для того чтобы края паспарту заходили на фотографию, нужно вычесть по 3 мм.

С помощью ножа для резки паспарту на поверхности картона под углом 45 градусов делается вырез и аккуратный надрез с четырёх сторон.


Скос создаёт впечатление плавного перехода от паспарту к изображению. После вырезания выдавливаем окно и аккуратно обрабатываем скос наждачкой.


Фотографию накладываем в оптический центр паспарту подложки. Уголки приклеиваем. Нижнюю часть паспарту соединяем с окном с помощью бумажного скотча с верхней стороны. Крепление должно быть с внутренней стороны.

Картина без рамы, как актер без зрителей. И то и другое неполноценно. Ничто так не украшает изображение, как искусно подобранные рама и паспарту. Это добавляет ей эффектности и завершенности. Картина, как и фотография, становится самостоятельным объектом, который привлекает внимание и восхищает.

Что такое паспарту и для чего оно используется?

К вопросу об определении. Паспарту - это широкая рамка из многослойного картона, которая обрамляет рисунок, фотографию, коллаж или другое произведение искусства. В результате этого создается граница между картиной и рамой. Таким способом принято выделять портреты.

Рамка паспарту применяется для нескольких целей. Среди них можно выделить основные:

  • акцент внимания на отдельных деталях изображения, способствующий усилению воздействия на зрителя;
  • облегчение восприятия произведения за счет его отделения от остального интерьера;
  • защита предмета искусства от отрицательного воздействия окружающей среды.

К тому же паспарту нередко выступает как элемент искусства.

Почему вредна симметрия?

Большая часть готовых паспарту имеет одинаковые размеры со всех сторон. Такой ход оправдан с коммерческой точки зрения, его можно использовать для обоих направлений: книжного и альбомного. Однако такой формат паспарту не всегда уместен с точки зрения эстетики.

Объясняется этот факт особенностями зрительного восприятия человека. При рассмотрении вертикальных объектов наиболее гармоничным будет тот, у которого нижняя часть имеет больший вес. Этот факт известен и широко применяется в печати. Например, латинская буква S или цифра 8 несимметричны. Их нижние чисти слегка увеличены, но в целом они выглядят весьма гармонично.

Так же происходит и с паспарту. Если оно будет слегка увеличено в нижней части, то вся картина будет восприниматься лучше.

Стоит отметить, что симметричная рамка паспарту - это не всегда плохо. К примеру, если само изображение имеет яркий акцент в нижней части, тогда дополнительного усиления не требуется. Другая ситуация, когда нет необходимости в несимметричном паспарту - это познавательные и научные иллюстрации.

Принципы подбора

Первое, на что нужно обратить внимание, это цвет картона. Во-первых, он должен быть отличающимся от оттенка рамы. Дальше все строится на том эффекте, которого хочется добиться. Если нужно выделить изображение, то его лучше разместить на очень светлом фоне, почти белом или даже совсем белоснежном. Когда нужно добиться уменьшения рисунка, его ограничивают темным паспарту. Самым нейтральным является серый оттенок. Он практически не взаимодействует с изображением.

При выборе оттенка паспарту рекомендуется остановиться на спокойных и приглушенных тонах. Пусть он будет немного перекликаться с оттенком, который использован в самом изображении. Тогда паспарту для рисунка эффектно подчеркнет достоинства. В некоторых случаях таким способом можно приглушить или вовсе скрыть недостатки.

К тому же на паспарту могут быть нанесены орнаменты и линии. Тогда они просто обязаны составлять единое целое с предметом искусства.

Второй момент - выбор рамы. Она должна идеально сочетаться с изображением. Распространенной ошибкой считается подбор рамы под мебель и цвет стен.

Существуют моменты, когда стоит отказаться от паспарту - это картины маслом и огромный формат изображения. В первом случае их просто нет необходимости дополнительно декорировать, а во втором - размер рамы может нарушить восприятие предмета искусства. Есть еще ситуации, когда сами гравюры уже содержат элементы декора, расположенные по краям. Тогда их тоже не нужно убирать в паспарту.

Немного слов о картоне

Его толщина обычно варьируется от 0,5 до 3 миллиметров. Картон для паспарту может быть цветным или однотонным. Во втором случае цвет среза не отличается от его лицевой стороны. А вот первый вариант имеет другой оттенок на срезе. Бывает такое паспарту, что его поверхность имеет текстурный рисунок.

К тому же картон может быть разным по составу. У самого популярного отмечается нейтральный уровень кислотности. Он изготовлен из целлюлозы, которая содержит лигнин. Последний подвергается окислению и портит бумагу рисунка.

Лучшими свойствами обладает картон музейного качества. Он менее подвержен воздействию грибка.

На последней ступеньке стоит картон с качеством консервации. Он изготовлен из натурального хлопка и совсем не позволяет грибку развиваться.

Как определить размер паспарту?

Слишком маленькие поля не будут выполнять своей функции. Но, с другой стороны, чересчур широкое паспарту отвлечет на себя внимание от предмета искусства. В результате этого изображение просто потеряется.

Для боковых и верхнего полей существует правило: ширина паспарту должна лежать в пределах от трети до половины той стороны изображения, которая меньше. Это в большинстве случаев. Но бывают особые ситуации, когда боковые части можно сделать больше. Примером может быть несбалансированное или очень плотное изображение.

Широкое паспарту может быть применено в таких случаях:

  • изображен большой предмет практически на весь рисунок;
  • портрет или натюрморт;
  • пейзажу не хватает неба (увеличить полосу сверху) или моря (сделать низ еще больше).

Примером рамки паспарту для фотографии 10 х 15 могут быть такие размеры: по бокам 5 см, сверху 4 см, снизу 6 см.

Какие существуют варианты паспарту

С кантом. Это планка, изготовленная из дерева или пластика. Ее внешний вид может быть весьма разнообразен. От гладкой до резной, от тонированной и окрашенной до состаренной. Кант играет роль перегородки между паспарту и рисунком и является дополнительным декором.

Многослойное паспарту. Когда используется два или три варианта картона. Они имеют разные оттенки, но обязательно сочетаются с изображением. Причем внутренний слой можно сделать светлее или темнее внешнего.

Способы расположения паспарту

Первый: паспарту под рисунком. В этом случае изображение закрепляется на сплошном листе картона. Для этой цели можно использовать резиновый клей, который легко снять, причем рисунок при этом не испортится. Другой подход: взять уголки или двухсторонние стикеры.

Этот способ не подойдет, если планируется поместить фотографию под стекло. Она может намертво приклеиться и будет безвозвратно утеряна. Следует отметить, что такое паспарту для рисунка добавит жесткости детской поделке, в результате чего ее можно будет легко разместить на стене.

Второй способ: паспарту над рисунком. Это выглядит, как плотная рамка, под которую помещается готовое изделие. Здесь нужно взять два листа картона. Тот, что тоньше, пойдет на подложку, а из более толстого будет изготовлена рамка. В последнем нужно вырезать окошко по размеру рисунка, оставив припуск на 3 мм. Он пойдет на наклонный срез под углом в 45 градусов. Этот скос дает плавности переходу от изображения к паспарту. На подложку нужно закрепить картинку, а потом к ее краям двухсторонней клейкой лентой приклеить верхнюю рамку.

Последний вариант требует больше материальных затрат, но и выглядит солиднее. К тому же с его помощью можно закрыть фотографию стеклом и не беспокоиться о том, что по истечении времени ее невозможно будет достать.

Заметки о паспарту
К вопросу об оформлении фоторабот
____________________________________________________

Перефразируя известную мысль, можно сказать, что в изображении все должно быть прекрасно: и работа творца, и паспарту, и багет, и развеска работ в выставочном зале. В этой небольшой статье речь пойдет о том, как не испортить хорошую работу плохим оформлением.

Что такое паспарту и зачем оно нужно?

Паспарту - это цветной плотный картон (или другой аналогичный материал), обрамляющий рисунок, картину, фотографию или другое произведение изобразительного искусства. Иными словами, паспарту - это поля между физической рамой и изображением.

Зачем оно нужно? Во-первых, паспарту облегчает восприятие произведения, помогая зрителю сконцентрировать свое внимание на изображении. Во-вторых, паспарту и вся рама в целом защищают произведение от неблагоприятных факторов окружающей среды. В-третьих, грамотно подобранное паспарту может акцентировать те или иные детали изображения и, тем самым усилить эстетическое воздействие на зрителя. В-четвертых, рамка и паспарту являются элементами согласования изображения как с поверхностью стены, так и с другими близко расположенными объектами. В-пятых, оно само по себе может являться предметом искусства. Наверняка можно добавить к этому списку что-то еще, однако цель этой статьи в основном состоит в том, чтобы осветить базовые практические вопросы. Поэтому на этом мы закончим обсуждение вопросов высокой теории и перейдем к практике.

О вреде симметрии

К сожалению, большинство имеющихся в продаже паспарту симметричны. Это означает, что поля по противоположные стороны от изображения у таких паспарту равны. Это позволяет одно и то же паспарту использовать для оформления изображений как горизонтального, так и вертикального форматов. Такой подход весьма практичен, но с точки зрения эстетики он редко бывает оправдан. Эту мысль часто пытаются оспорить. Так, например, Шарон Хаймс (Sharon Himes) пишет в своей статье на сайте ArtCafe : «Если изображение велико или предназначено для развески выше уровня глаз, то иногда нижнее поле паспарту делают шире, что позволяет зрителю, смотрящему снизу вверх, не замечать уменьшения размеров нижнего поля по сравнению с боковыми полями. Так как подобные ситуации редки, то обычно паспарту делают с одинаковыми полями по всем четырем сторонам». С тем, что верхняя развеска требует дополнительного увеличения нижнего поля паспарту трудно не согласиться. А вот с чем никак нельзя согласиться, так это с тем, что при развеске на уровне глаз всегда можно ограничиться использованием симметричных паспарту.

Зрительное восприятие человека устроено так, что для гармоничного восприятия объекта по вертикали его нижняя часть должна иметь несколько больший зрительный вес. Этот «секрет» уже давно известен всем, кто, так или иначе, связан с печатным процессом. И именно поэтому буква S практически во всех регулярных шрифтах несимметрична: ее нижняя часть несколько превышает по размерам верхнюю.

Этот «секрет», конечно, знают и все производители рам и багетов. В англоязычной литературе он носит название «bottom weighting effect». Таким образом, единственная причина широкой распространенности симметричных паспарту заключается в коммерческой целесообразности.

Справедливости ради надо заметить, что и симметричные паспарту в отдельных случаях смотрятся неплохо. Это случается главным образом тогда, когда функцию увеличения зрительного веса в нижнем секторе выполняет само изображение. Симметричные паспарту бывают также уместны в тех случаях, когда мы имеем дело не столько с художественными произведениями, сколько с познавательными или научными иллюстрациями. Но чаще всего нижнее поле паспарту все же следует увеличивать.

Рис. 2

Взгляните на рис. 2. В его верхней части даны примеры симметричного размещения изображения в раме (вариант A). Вариант B отличается от варианта А увеличенным нижним полем. На мой взгляд, даже на этих, небольших по размерам, иллюстрациях видно, что вариант В смотрится в целом гармоничнее.

Иногда достаточно лишь чуть-чуть увеличить нижнее поле - и восприятие изображения значительно улучшается.

Как правильно поместить изображение в раму

Во всех случаях, когда речь идет о зрительном восприятии человека, жесткие формальные правила сформулировать не удается. Все, что будет изложено ниже, не более чем рекомендации. Иногда они быстро приводят к успеху. Иногда они требуют значительных коррекций. Разумнее всего относится к ним, как к хорошей отправной точке. Следует также помнить, что в данной статье речь идет исключительно об одинарных паспарту, обрамляющих единственное изображение в раме.

Прежде всего, следует ответить на вопрос: какого размера должно быть паспарту? Нулевые поля используют обычно при обрамлении живописных полотен. Если же речь идет о графических работах (в том числе и о фотографиях), то надо отметить, что маленькие поля практически не выполняют никакой функции. Они просто зрительно сливаются с физической рамой. Очень широкие поля во многих случаях также неуместны, так как чрезмерно большое паспарту может отвлекать внимание от самого изображения.

Ширина бокового поля, как правило, находится в пределах от 1/3 до 1/2 узкой стороны изображения. Левое поле должно быть равно правому. Верхнее поле часто выбирают примерно такого же размера, что и боковые поля. Нижнее поле по упомянутой выше причине делают несколько больше.

Часто можно также встретить следующие рекомендации: для вертикальных изображений верхнее поле должно быть больше, чем боковые. Для горизонтальных изображений, наоборот, боковые поля должны быть шире, чем верхнее поле. И только в случае квадратного изображения надо соблюдать равенство между верхним полем и боковыми. Однако на практике именно эти правила чаще всего нарушаются, поэтому относиться к ним надо весьма критически.

Иногда все же допускается делать боковые поля очень широкими. Такая ситуация может, например, возникнуть, если изображение само по себе не сбалансировано. В качестве другого примера такого рода можно привести гравюры (а также изображения, похожие на гравюры по технике исполнения). Некоторое увеличение полей требуется также для «плотных» изображений (в этом случае изображенные объекты плотно заполняют картину и как бы давят изнутри на ее границы).

Для вертикальных фотографий с соотношением сторон a/b = 2/3 неплохо работают следующие формулы: боковое поле = a/3; верхнее поле = b/5; нижнее поле = b/3. Эти соотношения позволяют определить не только размер паспарту, но и расположение самого изображения.

Если, исходя из тех или иных соображений, размер паспарту вы уже выбрали, а с размещением изображения еще не определились, то в качестве хорошей отправной точки можно использовать рекомендацию из книги В.П. Микулина «25 уроков фотографии» . Согласно этой книге, изображение должно находиться в оптическом центре рамы. Найти оптический центр можно с помощью простых геометрических построений (см. рис. 3).


Рис. 3

В целом, построения понятны и без дополнительных объяснений. На левом чертеже синие пунктиры делят правое и нижнее поля пополам. В найденную таким образом точку А следует поместить нижний правый угол изображения.

Несколько слов о цвете паспарту

Если речь идет о черно-белых изображениях, то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного).


Рис. 4

Белый цвет зрительно увеличивает работу, в то время как черный уменьшает ее (рис. 4). На белом фоне изображение как бы выступает вперед на передний план. Черное паспарту является как бы окошком, сквозь которое мы смотрим на то, что находится за плоскостью картины. Серый цвет выполняет промежуточную функцию. По отношению к изображению он максимально нейтрален.

У каждого цвета есть и свои недостатки. Так, например, белый цвет паспарту может излишне отвлекать зрителя от самого изображения, а черный способен негативно повлиять на правильное восприятие тональностей. Не идеален и серый цвет. «Серые подложки выглядят хорошо с соответствующим изображением, но надо следить, чтобы этот тон не забивал сюжет, который иначе будет выглядеть монотонным и скучным», – пишет Дж. Уэйд в книге «Техника пейзажной фотографии». Кроме того, сохраняя нейтральность по отношению к изображению, серый цвет может диссонировать как с близко расположенными объектами, так и с интерьером в целом.

Надо сказать, что от интерьера вообще зависит многое. Вряд ли имеет смысл вешать на одну стенку рядом друг с другом две работы с существенно различающимся рамками.

Развеска и оформление работ требуют творческого подхода. Однозначных решений здесь быть не может. В любом случае, окончательное решение всегда во многом определяется вкусом и взглядами автора, дизайнера или устроителей выставки.

Часто встречается рекомендация выбирать вместо белого такой цвет, который чуть-чуть темнее самых светлых элементов изображения. (Или, соответственно, вместо черного использовать такой цвет, который чуть-чуть светлее самых темных теней.) Совет этот не плох, но на практике воспользоваться им далеко не просто.

Для цветных изображений можно использовать паспарту как в черно-белой гамме (см. рис. 5), так и цветные (см. рис 6).

Рис. 5

При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Броские плакатные цвета уместны лишь при решении специальных оформительских задач.


Рис. 6

Цвет паспарту чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения. На рис. 6 это соответственно цвет зелени, цвет неба и цвет каменных строений. С помощью цветных паспарту можно подчеркнуть (или, наоборот, приглушить) какие-либо детали на изображении.

В начале статьи говорилось, что рамка и паспарту служат также для защиты произведения от неблагоприятных воздействий окружающей среды. В этой связи важно понимать, что и рамка в целом и ее отдельные элементы сами по себе должны удовлетворять определенным требованиям. Соблюдение нескольких простых рекомендаций позволит на многие годы обеспечить сохранность произведения.

1. Помимо прочего, накладное паспарту должно препятствовать контакту произведения со стеклом рамы. Особенно это актуально для фотографий, эмульсия которых может намертво к нему прилипнуть. По этой причине при оформлении «под стекло» не следует наклеивать фотографию поверх паспарту. Вместо этого надо использовать накладную рамку. Дешевые рамки со стеклом (без паспарту) следует использовать исключительно для оформления работ, не имеющих высокой ценности.

2. Закреплять работу в раме следует неразрушающим способом. Для этого можно использовать, например, фирменные или самодельные бумажные уголки. Пример такого безопасного крепления можно найти в статье Дейла Коттона.

3. Материалы, из которых изготовлены элементы рамки должны быть химически нейтральны (нейтральный фактор pH). Это особенно важно для тех элементов рамы, которые находятся в прямом контакте с фотографией.

Более подробные сведения об обеспечении сохранности работ можно получить из других публикаций, например, из .

Стоимость качественного оформления работы может быть довольно велика. В случае с любительскими фотографиями, затраты на оформление могут даже существенно превзойти расходы на создание самой работы. (Речь, конечно, идет исключительно о тех затратах, которые можно выразить в денежном эквиваленте). Однако никакое шикарное оформление никогда не сможет сгладить несовершенства самой работы. При оформлении эскизов и этюдов не следует пользоваться дорогими стильными рамами и багетами. В этом случае безупречность оформления лишь подчеркнет недостатки самой работы.

Выводы

Готовые паспарту и рамки, имеющиеся в широкой продаже, редко помогают гармонично оформить произведение изобразительного искусства. Поэтому типовым решениям следует предпочесть индивидуальный подход. При этом необходимо учитывать:

– законы восприятия;
– свойства самого произведения;
– особенности интерьера, в который будет помещено изображение.

Дать исчерпывающее описание вопроса в рамках небольшой публикации попросту невозможно. Существует великое множество других аспектов, касающихся оформления работ, а также проектирования и изготовления рамок и паспарту. Для получения дополнительной информации читателю следует обращаться к другим источникам.

1. Sharon Himes. Matting: step by step.
2. Как закончить и оформить работу. - Здесь можно найти неплохой пример того, как в зависимости от цвета паспарту меняется восприятие изображения.
3.

Отдельное спасибо Артуру Ионаускасу за любезно предоставленные формулы, позволяющие разместить изображение в раме оптимальным образом, а также Игнату aka LetterEater за конструктивные замечания, касающиеся текста.

Для любых предложений по сайту: [email protected]