Женщина в песках краткое содержание. "Женщина в песках" Абэ Кобо: описание и анализ романа из энциклопедии. Главные герои и их характеристика

Год написания:

1963

Время прочтения:

Описание произведения:

Произведение "Женщина в песках" по своему жанру является романом-притчей, написан который был в 1962 году японским писателем и драматургом Абэ Кобо.

Роман стал настолько известным, что был успешно экранизирован и завоевал несколько премий. В книге повествуется об одном учителе, который во время исследовательского путешествия остался ночевать в доме одинокой женщины. Дом расположен в яме, и утром выясняется, что веревочной лестницы, по которой можно подняться наверх, нет. Женщина и учитель оказываются заперты вместе.

Прочитайте краткое содержание романа "Женщина в песках".

Краткое содержание романа
Женщина в песках

Однажды в августе человек отправляется в трехдневный отпуск, чтобы пополнить свою коллекцию насекомых редкими видами, которые водятся в песках. Он добирается на поезде до станции S, пересаживается на автобус и, сойдя на конечной остановке, идет дальше пешком. Он минует деревню и идет песчаной дорогой в сторону моря. Дорога становится все круче, и кругом уже не видно ничего, кроме песка. Человек размышляет о песке: интересуясь насекомыми, которые в нем водятся, он изучал и литературу о песке и убедился в том, что песок - очень интересное явление. Продолжая путь, он вдруг оказывается у края песчаной ямы, на дне которой стоит лачуга. Он видит старика и спрашивает его, где здесь можно переночевать. Старик, выяснив предварительно, что приезжий - учитель по профессии. а не инспектор из префектуры, приводит его к одной из ям. Мужчина спускается туда по веревочной лестнице. Его приветливо встречает молодая женщина - хозяйка убогой лачуги. Она кормит и поит гостя, но на вопрос, нельзя ли вымыться, отвечает, что воду привезут только послезавтра. Мужчина уверен, что послезавтра его уже здесь не будет. «Разве?» - удивляется женщина.

Лачуга утопает в песке, песок проникает всюду, и женщина держит над головой мужчины бумажный зонт, когда тот ест, чтобы песок не попал в еду, но песок все равно чувствуется во рту, скрипит на зубах, пропитываясь потом, песок налипает на тело. Женщина рассказывает, что во время прошлогоднего тайфунаее мужа и дочь засыпало песком, так что теперь она совсем одна. Ночами ей приходится отгребать песок, чтобы дом не засыпало. Наверху знают, что в ее доме появился мужчина: ей спускают на веревке еще одну лопату и бидоны. Мужчина все еще ничего не понимает…

Женщина собирает песок в бидоны, высыпает его около того места, где висит веревочная лестница, потом спускают корзины, и бидоны поднимаются вверх. Отгребать песок легче ночью, когда он влажный, днем он такой сухой, что сразу обваливается. Мужчина помогает женщине. Женщина объясняет мужчине, что песок не отдыхает и не дает отдыха. Мужчина возмущен: выходит, жители деревни живут только для того, чтобы отгребать песок. По его мнению, так жить нелепо, этот образ жизни, избранный добровольно, не вызывает в нем даже сочувствия. Он долго не в силах заснуть, думая о песке и слыша, как женщина продолжает отгребать его. Проснувшись, он обнаруживает, что женщина спит у очага совершенно обнаженная, обернув лицо полотенцем, чтобы защититься от песка.

Мужчина хочет незаметно уйти, но видит, что веревочная лестница исчезла: те, кто приходили ночью поднимать песок, унесли ее. Мужчина чувствует себя в ловушке. Ему кажется, что просто произошла какая-то ошибка.

Мужчина начинает копать, но песок тут же осыпается, мужчина продолжает копать - и внезапно вниз устремляется лавина песка, которая придавливает его. Он теряет сознание. Женщина ухаживает за ним: вероятно, он заболел оттого, что долго работал под прямыми солнечными лучами. Он находится в яме уже неделю, наверно, сослуживцы подали заявление о его розыске. Он представляет себе, как они обсуждают, куда он мог исчезнуть. Мужчина притворяется тяжело больным: он хочет, чтобы и женщина, и те, кто засадили его в эту яму, уверились, наконец, что он для них - не помощник, а обуза, и сами постарались от него избавиться. Он никак не может понять смысл жизни женщины. Он говорит ей о том, как приятно гулять, но она не видит в этом радости: «без дела ходить - только зря уставать…»

Мужчина решает сделать еще одну попытку выбраться из ямы. Ночью, когда женщина отгребает песок, он неожиданно набрасывается на нее и связывает. Когда приходят люди с корзинами и спускают в яму веревку, мужчина хватается за нее и требует, чтобы его подняли, если хотят помочь женщине. Они начинают поднимать его, но вскоре отпускают веревку, и он падает на дно ямы, а они тем временем выдергивают веревку у него из рук и уходят.

В яму спускают пакет с тремя пачками сигарет и бутыль с водкой. Мужчина надеется, что это залог скорого освобождения. Однако женщина объясняет ему, что всем мужчинам раз в неделю выдается табак и водка. Мужчина любопытствует, не забредали ли в деревню такие, как он, заблудившиеся на своем пути. Женщина рассказывает, что несколько человек случайно попали в деревню, один вскоре умер, другой живет до сих пор, сбежать никому не удалось. «Я стану первым!» - говорит мужчина. Заглянув в бак, мужчина видит, что кончилась вода. Он понимает: ее не привезли, чтобы сломить его сопротивление; мучения женщины никого не волнуют. Мужчина освобождает женщину от пут с условием, что без его разрешения она не возьмет в руки лопату.

Он хватает лопату и ударяет о стену: он хочет разрушить дом, чтобы смастерить из обломков лестницу. Видя, что стена гнилая (оказалось, что женщина была права, когда говорила, что песок гноит дерево), он решает использовать для этой цели не доски, а поперечные балки. Женщина повисает у него на руке и пытается вырвать лопату. Борьба за лопату оканчивается любовной сценой. Мужчина понимает: вражда с женщиной бесполезна, он может добиться чего-либо только по-хорошему. Он просит ее связаться с теми, кто привозит воду, и сказать, чтобы им немедленно ее доставили. Женщина отвечает, что, как только они начнут работать, наверху об этом узнают - с пожарной вышки всегда кто-нибудь смотрит в бинокль, - и тогда им сразу привезут воду. Мужчина берется за лопату. Когда им спускают ведро с водой, он говорит старику, стоящему наверху, что его сослуживцы объявят розыск и тогда тем, кто насильно удерживает его здесь, не поздоровится. Но старик возражает, что раз его не нашли за десять дней, то не найдут и впредь. Мужчина обещает свою помощь в том, чтобы облегчить положение местных жителей, у него есть связи, и он может начать кампанию в прессе, но его слова не производят никакого впечатления, старик уходит, не дослушав.

В свободное время мужчина украдкой делает веревку. Закончив ее, он прикрепляет к ней вместо крюка ножницы и под вечер, когда женщина отсыпается перед ночной работой, забрасывает веревку на мешки, которые служат шкивом при спуске ведер с водой и подъеме корзин с песком. Ножницы впиваются в мешок, и мужчине удается выбраться из ямы. Это происходит на сорок шестой день его «заключения». Чтобы его не заметали с пожарной вышки, он решает спрятаться и подождать до захода солнца. Как только солнце зайдет, ему нужно быстро пройти через деревню - до того, как переносчики корзин с песком приступят к работе. Мужчина сбивается с дороги: думая, что миновал деревню, он неожиданно обнаруживает ее перед собой. Он в страхе бежит через деревню. За ним мчатся собаки. Чтобы защититься от них, мужчина вертит над головой веревку с ножницами на конце и задевает случайно подвернувшихся детей.

В погоню за мужчиной устремляются жители деревни. Ноги его вдруг тяжелеют и начинают увязать в песке. Погрузившись в песок почти до бедер, он умоляет преследователей спасти его. Трое мужчин, прикрепив к подошвам доски, приближаются к нему и начинают откапывать вокруг него песок. Вытащив его, они водворяют его обратно в яму. Все, что было раньше, начинает казаться ему далеким прошлым.

Наступает октябрь. Женщина нижет бусы и копит деньги для первого взноса за приемник. Мужчина соорудил небольшой полог из полиэтилена, чтобы во время сна на них не сыпался песок, и придумал приспособление для варки рыбы в горячем песке. Он перестает читать газеты и вскоре забывает об их существовании. Женщина рассказывает, что жители деревни тайно продают песок на стройку за полцены. Мужчина возмущается: ведь когда фундамент или плотина развалятся, кому станет легче от того, что песок был дешевый или даже даровой. Он пробует договориться с переносчиками песка о прогулке, те взамен требуют, чтобы он у них на глазах занялся с женщиной любовью. Женщина отказывается делать это при свидетелях, но мужчине так хочется выбраться из ямы, что он набрасывается на нее и пытается изнасиловать. Женщина сопротивляется. Мужчина просит ее хотя бы притвориться, но она с неожиданной силой колотит его.

Мужчина замечает, что на дне бочонка, который он хотел использовать как приманку для ворон, скапливается вода. Он снова и снова размышляет о свойствах песка. После долгой жестокой зимы приходит весна, В доме появляется приемник. В конце марта женщина чувствует, что беременна, но через два месяца у нее случается выкидыш. Ее увозят в больницу. Веревка, на которой ее поднимают из ямы, остается висеть. Мужчина поднимается наверх, глядит вслед пикапу, увозящему женщину. Он замечает, что в яме в сделанном им устройстве для сборы воды отошла планка, и спешит спуститься, чтобы исправить поломку. Веревочная лестница в его распоряжении, так что нет нужды спешить с побегом.

Через семь лет после исчезновения мужчины появляется объявление о его розыске, а поскольку на него никто не откликается, еще через полгода суд издает постановление считать его умершим.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание романа "Женщина в песках" не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения.

Кобо Абэ

«Женщина в песках»

Однажды в августе человек отправляется в трёхдневный отпуск, чтобы пополнить свою коллекцию насекомых редкими видами, которые водятся в песках. Он добирается на поезде до станции S, пересаживается на автобус и, сойдя на конечной остановке, идёт дальше пешком. Он минует деревню и идёт песчаной дорогой в сторону моря. Дорога становится все круче, и кругом уже не видно ничего, кроме песка. Человек размышляет о песке: интересуясь насекомыми, которые в нем водятся, он изучал и литературу о песке и убедился в том, что песок — очень интересное явление. Продолжая путь, он вдруг оказывается у края песчаной ямы, на дне которой стоит лачуга. Он видит старика и спрашивает его, где здесь можно переночевать. Старик, выяснив предварительно, что приезжий — учитель по профессии, а не инспектор из префектуры, приводит его к одной из ям. Мужчина спускается туда по верёвочной лестнице. Его приветливо встречает молодая женщина — хозяйка убогой лачуги. Она кормит и поит гостя, но на вопрос, нельзя ли вымыться, отвечает, что воду привезут только послезавтра. Мужчина уверен, что послезавтра его уже здесь не будет. «Разве?» — удивляется женщина.

Лачуга утопает в песке, песок проникает всюду, и женщина держит над головой мужчины бумажный зонт, когда тот ест, чтобы песок не попал в еду, но песок все равно чувствуется во рту, скрипит на зубах, пропитываясь потом, песок налипает на тело. Женщина рассказывает, что во время прошлогоднего тайфуна её мужа и дочь засыпало песком, так что теперь она совсем одна. Ночами ей приходится отгребать песок, чтобы дом не засыпало. Наверху знают, что в её доме появился мужчина: ей спускают на верёвке ещё одну лопату и бидоны. Мужчина все ещё ничего не понимает…

Женщина собирает песок в бидоны, высыпает его около того места, где висит верёвочная лестница, потом спускают корзины, и бидоны поднимаются вверх. Отгребать песок легче ночью, когда он влажный, днём он такой сухой, что сразу обваливается. Мужчина помогает женщине. Женщина объясняет мужчине, что песок не отдыхает и не даёт отдыха. Мужчина возмущён: выходит, жители деревни живут только для того, чтобы отгребать песок. По его мнению, так жить нелепо, этот образ жизни, избранный добровольно, не вызывает в нем даже сочувствия. Он долго не в силах заснуть, думая о песке и слыша, как женщина продолжает отгребать его. Проснувшись, он обнаруживает, что женщина спит у очага совершенно обнажённая, обернув лицо полотенцем, чтобы защититься от песка.

Мужчина хочет незаметно уйти, но видит, что верёвочная лестница исчезла: те, кто приходили ночью поднимать песок, унесли её. Мужчина чувствует себя в ловушке. Ему кажется, что просто произошла какая-то ошибка.

Мужчина начинает копать, но песок тут же осыпается, мужчина продолжает копать — и внезапно вниз устремляется лавина песка, которая придавливает его. Он теряет сознание. Женщина ухаживает за ним: вероятно, он заболел оттого, что долго работал под прямыми солнечными лучами. Он находится в яме уже неделю, наверно, сослуживцы подали заявление о его розыске. Он представляет себе, как они обсуждают, куда он мог исчезнуть. Мужчина притворяется тяжело больным: он хочет, чтобы и женщина, и те, кто засадили его в эту яму, уверились, наконец, что он для них — не помощник, а обуза, и сами постарались от него избавиться. Он никак не может понять смысл жизни женщины. Он говорит ей о том, как приятно гулять, но она не видит в этом радости: «без дела ходить — только зря уставать…»

Мужчина решает сделать ещё одну попытку выбраться из ямы. Ночью, когда женщина отгребает песок, он неожиданно набрасывается на неё и связывает. Когда приходят люди с корзинами и спускают в яму верёвку, мужчина хватается за неё и требует, чтобы его подняли, если хотят помочь женщине. Они начинают поднимать его, но вскоре отпускают верёвку, и он падает на дно ямы, а они тем временем выдёргивают верёвку у него из рук и уходят.

В яму спускают пакет с тремя пачками сигарет и бутыль с водкой. Мужчина надеется, что это залог скорого освобождения. Однако женщина объясняет ему, что всем мужчинам раз в неделю выдаётся табак и водка. Мужчина любопытствует, не забредали ли в деревню такие, как он, заблудившиеся на своём пути. Женщина рассказывает, что несколько человек случайно попали в деревню, один вскоре умер, другой живёт до сих пор, сбежать никому не удалось. «Я стану первым!» — говорит мужчина. Заглянув в бак, мужчина видит, что кончилась вода. Он понимает: её не привезли, чтобы сломить его сопротивление; мучения женщины никого не волнуют. Мужчина освобождает женщину от пут с условием, что без его разрешения она не возьмёт в руки лопату.

Он хватает лопату и ударяет о стену: он хочет разрушить дом, чтобы смастерить из обломков лестницу. Видя, что стена гнилая (оказалось, что женщина была права, когда говорила, что песок гноит дерево), он решает использовать для этой цели не доски, а поперечные балки. Женщина повисает у него на руке и пытается вырвать лопату. Борьба за лопату оканчивается любовной сценой. Мужчина понимает: вражда с женщиной бесполезна, он может добиться чего-либо только по-хорошему. Он просит её связаться с теми, кто привозит воду, и сказать, чтобы им немедленно её доставили. Женщина отвечает, что, как только они начнут работать, наверху об этом узнают — с пожарной вышки всегда кто-нибудь смотрит в бинокль, — и тогда им сразу привезут воду. Мужчина берётся за лопату. Когда им спускают ведро с водой, он говорит старику, стоящему наверху, что его сослуживцы объявят розыск и тогда тем, кто насильно удерживает его здесь, не поздоровится. Но старик возражает, что раз его не нашли за десять дней, то не найдут и впредь. Мужчина обещает свою помощь в том, чтобы облегчить положение местных жителей, у него есть связи, и он может начать кампанию в прессе, но его слова не производят никакого впечатления, старик уходит, не дослушав.

В свободное время мужчина украдкой делает верёвку. Закончив её, он прикрепляет к ней вместо крюка ножницы и под вечер, когда женщина отсыпается перед ночной работой, забрасывает верёвку на мешки, которые служат шкивом при спуске вёдер с водой и подъёме корзин с песком. Ножницы впиваются в мешок, и мужчине удаётся выбраться из ямы. Это происходит на сорок шестой день его «заключения». Чтобы его не заметили с пожарной вышки, он решает спрятаться и подождать до захода солнца. Как только солнце зайдёт, ему нужно быстро пройти через деревню — до того, как переносчики корзин с песком приступят к работе. Мужчина сбивается с дороги: думая, что миновал деревню, он неожиданно обнаруживает её перед собой. Он в страхе бежит через деревню. За ним мчатся собаки. Чтобы защититься от них, мужчина вертит над головой верёвку с ножницами на конце и задевает случайно подвернувшихся детей.

В погоню за мужчиной устремляются жители деревни. Ноги его вдруг тяжелеют и начинают увязать в песке. Погрузившись в песок почти до бёдер, он умоляет преследователей спасти его. Трое мужчин, прикрепив к подошвам доски, приближаются к нему и начинают откапывать вокруг него песок. Вытащив его, они водворяют его обратно в яму. Все, что было раньше, начинает казаться ему далёким прошлым.

Наступает октябрь. Женщина нижет бусы и копит деньги для первого взноса за приёмник. Мужчина соорудил небольшой полог из полиэтилена, чтобы во время сна на них не сыпался песок, и придумал приспособление для варки рыбы в горячем песке. Он перестаёт читать газеты и вскоре забывает об их существовании. Женщина рассказывает, что жители деревни тайно продают песок на стройку за полцены. Мужчина возмущается: ведь когда фундамент или плотина развалятся, кому станет легче от того, что песок был дешёвый или даже даровой. Он пробует договориться с переносчиками песка о прогулке, те взамен требуют, чтобы он у них на глазах занялся с женщиной любовью. Женщина отказывается делать это при свидетелях, но мужчине так хочется выбраться из ямы, что он набрасывается на неё и пытается изнасиловать. Женщина сопротивляется. Мужчина просит её хотя бы притвориться, но она с неожиданной силой колотит его.

Мужчина замечает, что на дне бочонка, который он хотел использовать как приманку для ворон, скапливается вода. Он снова и снова размышляет о свойствах песка. После долгой жестокой зимы приходит весна. В доме появляется приёмник. В конце марта женщина чувствует, что беременна, но через два месяца у неё случается выкидыш. Её увозят в больницу. Верёвка, на которой её поднимают из ямы, остаётся висеть. Мужчина поднимается наверх, глядит вслед пикапу, увозящему женщину. Он замечает, что в яме в сделанном им устройстве для сбора воды отошла планка, и спешит спуститься, чтобы исправить поломку. Верёвочная лестница в его распоряжении, так что нет нужды спешить с побегом.

Через семь лет после исчезновения мужчины появляется объявление о его розыске, а поскольку на него никто не откликается, ещё через полгода суд издаёт постановление считать его умершим.

Учёный, который занимался наукой о редкостных насекомых, надумал отправиться на три дня в путешествие, чтобы подобрать недостающие экземпляры к его коллекции. Добирался сначала поездом, потом автобусом и наконец пешком до небольшой деревушки. Минуя деревушку, он направился извилистой тропой к морю. С удивлением заметил, что вокруг него образовался песок.

Дорога в одном месте изменилась. Шагая по дороге, он рассуждает, что сам по себе песок - явление интересное, так же как и разновидность всех тех насекомых, которых он изучает. Незаметно он подходит к краю песчаной ямы. Заглянув вовнутрь, мужчина увидел на дне лачугу, а в ней старика, который пригласил учёного спуститься. Мужчина спустился.

Убедившись на словах, что приезжий - учитель по профессии, старик приводит мужчину к одной из ям. Чтобы попасть в другую яму, потребовалось спуститься по верёвочной лестнице. Хозяйкой жалкой лачуги оказалась приветливая молодая на вид женщина. Пока мужчина ел, она всё время держала над головой бумажный зонт, чтобы песок не попал ему в еду. Но песок противно прилипает к телу и скрепит на зубах.

Молодая женщина рассказала о том, что в прошлом году здесь был огромный тайфун и под песком оказался её муж и дочь. Теперь она одна в этом доме осталась. Приходится работать ночью и отгребать песок, чтобы не засыпало дом.

Все уже и так знают, что у неё дома появился мужчина. Они уже спускают по верёвке ещё лопату и бидоны. Женщина собирает песок в бидоны и высыпает туда, где находится лестница. Мужчина стал ей помогать выгребать песок. Возмутившись, мужчина говорит, что так делать нельзя. Уже ночью он слышит, как она выгребает песок.

Попытка незаметно уйти у него не получается. Вдруг незаметно исчезла лестница. Её забрали те, кто поднимал песок. Тут он понял, что он просто в ловушке. Тогда он лихорадочно начинает копать. Но вдруг лавина песка его засыпает. Он теряет сознание. Женщина начинает за ним ухаживать.

Сначала она думала, что мужчина заболел, так как долго работал на солнце. С того времени, как он в яме оказался, прошла целая неделя. Его, наверное, ищут коллеги, друзья. Прикинувшись больным, он пытается объяснить им, что не помощник, а будет только обузой для них. Он не понимает смысла жить так, как живут здесь люди.

В яму спускают пакет с тремя пачками сигарет и большую бутыль с водкой. Наивно надеясь, мужчина думает, что скоро освободится. Женщина говорит, что тут один раз в неделю выдают табак и водку всем. Здесь в ловушке уже несколько человек заблудились. Один погиб, другой живёт еще и никто не смог убежать. Но мужчина решительно с этим не согласился.

Весь смысл заключается в его сопротивлении. Схватив лопату и ударив о стенку, он хочет разрушить дом, а из поперечных балок смастерить лестницу. Женщина пытается вырвать у него лопату, но ничего не получается. Мужчина осознаёт, что добиться чего-либо надо по-доброму. Он вынужден пойти на хитрость. Просит женщину поговорить с теми, которые подвозят воду. Но воду привезут, если только они будут работать. Их увидят в бинокль с пожарной вышки. Взяв лопату, мужчина остановился. Он говорит, что если его найдут, то не поздоровится тем, кто его удерживает здесь. Но старик уверен, если не нашли через десять дней, то и не найдут вообще.

Всё происходит на 46 день его заточения. Он прячется и ждёт до захода солнца, чтобы рабочие с корзинами его не увидели. Но сбивается с пути и за ним отправилась погоня с собаками. Даже жители и те бежали за ним. Вдруг он начинает проваливаться в песок. Ему помогают выбраться и опять отправляют туда, где он был.

Уже наступила осень. Мужчина смастерил своими руками что-то вроде навеса из полиэтилена, чтобы не сыпался песок. Даже научился варить рыбу в песке на каком-то приспособлении. Не стал читать газеты, и забыл о них вообще. Кончилась зима, а там и весна началась. Женщину увозят в больницу. Веревка, по которой её подняли наверх, висит. В яме он обнаруживает поломку в устройстве для сбора воды. Теперь с побегом он уже и не спешит. Объявление об исчезновении мужчины появилось через 7 лет, но никто на это объявление не откликнулся. Уже через полгода о нём забыли совсем.

Сумасшедший ритм жизни сделал нас заложниками невероятных высот и достижений. Недолгий век мига жизни ничтожно мал, а мы в спешке забываем о своём «я». Мы стали заложниками своих же параметров и стандартов: мы стремимся к материальному благополучию, но мы забываем просто поговорить друг с другом. Мы обустраиваем наши дома по Фен - Шую, ездим отдыхать на Восток, искренне надеясь, что всё это поможет нам достичь гармонии в жизни, но забываем о близких и родных.

Основы Восточной философии достаточно просты: нужно стремиться черпать максимальное наслаждение в ничтожной толике, и довольствоваться малым, имея излишки. Первые адепты теории относительности, китайцы, с их философией Инь – Янь, верно заметили, что во всяком отрицательном действе есть положительные моменты: как то - опыт, знания, новые возможности, и наоборот – нельзя безудержно радоваться своим победам и достижениям, иначе – расплата неизбежно последует….

Нам, европейцам, сложно принять и понять постулаты Восточной философии, нам тяжело даётся чтение прозы и поэзии Востока, но, прикасаясь к чтению такой загадочной и непонятной литературы, как мне кажется, дается проще понимание сущности бытия.

«Женщина в песках» – культовый роман японского писателя Кобо Абэ с незамысловатым сюжетом. Человек по имени Ники Дзюмпэй, 31 год, энтомолог, в поисках загадочного насекомого, опоздав на автобус, попадает в деревню. Деревня находится на морском побережье, в дюнах. Дом, куда путешественника спускают на веревочной лестнице, находится на дне ямы. Свысока осматривает мужчина скудный быт женщины, целую ночь убирающей сползающий сверху песок. Ники еще не знает, что утром лестницы не окажется, а струящийся повсюду поток песчинок, бесконечно разнообразный и безучастный, станет частью его жизни. Ловец насекомых попадает в кажущуюся ему бессмысленной ловушку. Герой слышал о хищных насекомых, которые заманивают своих жертв в песчаные ямы, но не думал, что в такую яму попадёт сам. «Наверное, это какая-то ошибка. Да, конечно, это ошибка. Только и оставалось, что считать: «...это ошибка...»,- рассуждает Ники.

Изначально герой бунтует, но все попытки противостоять абсурдности существования – постоянно вычерпывать песок, разбиваются об однообразную логику женщины, молчаливо ждущую, когда Ники привыкнет, о ее податливость и согласие. «Да, песок не особенно пригоден для жизни». Но является ли незыблемость абсолютно необходимой для существования? Исступлённые попытки героя найти выход – не увенчались успехом, и Ники смиренно покоряется. Оказывается, он не первый и не последний путник, которого спускают в яму копать ради того, чтобы следующей ночью отвоевывать у песка то же самое место. Удушливость и безвыходность, потеря свободы оказывается, в конце концов, всего лишь одной из миллиона песчинок, частью броуновского движения. Все цели и то, к чему энтомолог Ники хотел вернуться, становятся не так уж и важны. Потеряв стимул, являющийся точкой отсчета, мужчина теряет и осознание себя как личности, с совокупным прошлым. Теперь у Ники нет прошлого, нет былых целей, нет ничего, кроме песка.

Песчинка, песок - метафора засасывающей человека повседневности. Роман посвящён борьбе с песком – повседневностью серого мироздания, угрожающей поглотить человека и превратить его в своего раба. Песок - быстротечен, течет словно время. Каждая песчинка - это день, час, секунда. Серость поглощает нас, мы «убиваем время». Люди перестают быть людьми, становятся «насекомыми», существование человека обретает смысл в бесполезном труде, копании песка. Люди мирятся с такой жизнью. «Три дня нищий - нищий навсегда», т.е. жители деревни уже не мыслят о другом существовании.

С первых же страниц романа автор погружает нас в стихию борьбы человека за утверждение в жизни, в стихию спасательного круга. Ники видел в главной героине только женщину, она же видела в Ники своего будущего пленника. Он и она оказываются наедине друг с другом, отрезанные от всего мира непреодолимой стеной песка. Роман повествует о потери собственной личности, о размытости самоиндефикации.

Кобо Абэ достиг в "Женщине в песках", казалось бы, недостижимой идеальности прозы. У главной героини нет имени, она просто - женщина, и эта ее безымянность, покорность, текучесть, свойственные и песку, оказываются зыбучим болотом, поглощающим энергию мужчины. Показателен момент, в котором пришелец посмеивается над уверенностью в том, что песок может заставлять дерево гнить. Чем дальше, тем сильнее нелепая логика женщины одерживает победу над логикой того, кто был так крепко связан с благами цивилизации. Женщина в романе - символ положительного, добра, она, то единственное, ради чего Ники теперь может существовать. Если у Томаса Манна в произведении «Волшебная гора» герой добровольно обрекает себя на такое существование, то здесь мы видим, что мужчина сам остаётся в этой яме, вырытой в песчаной дюне.

Свобода, самоидентификация, собственные устремления Ники - уничтожены наступающими песками и беспомощностью перед первобытностью, чрезмерной простотой, - первобытной природой (зыбучие пески), первобытными инстинктами (обладание, власть), первобытным пониманием жизни (крестьяне). Главный герой выпадает из обычного измерения - и попадает в другое, и постепенно приспосабливается. У Ники, впрочем, как и у любого другого человека, не одна личность, а множество - или ни одной личности. Все люди, живущие на автомате, а не осознанно, находятся на дне ямы, еженощно копая песок, «потому что это мой дом».

Финал романа предсказуем – Ники добровольно остаётся в яме с женщиной, но не может быть прочтен однозначно. С одной стороны, - герой смиряется с тем, что он не в силах изменить – страшная безысходность одновременно физического и морального плана. Человек, «тварь дрожащая», может привыкнуть ко всему. Яма с песком - жесткий образ, но его легко можно экстраполировать на все остальное. Провинциальный город, из которого мы мечтали уехать и не уехали. Работу, которую мечтали найти и не стали искать. Действительно, без всего этого вполне можно жить. «Зеленые замыслы, встаньте как пламень, вечная память, мечта и надежда, ты вышла на паперть? Вечная память!», - писал когда-то Вознесенский.

С другой стороны, - покорность героя – это не смирение, а изменение угла зрения на сложившуюся ситуацию, под которым он смотрел на жизнь. Ведь Ники, по-своему, счастлив там, в песках. Герой полюбил эту женщину, он добровольно остался с ней.

Дуализм всего произведения прочитывается в каждом образе, в каждом поступке того или иного героя. Книга наполнена психологическими и философскими метафорами, и каждый сюжет, даже отдельный абзац, не дают однозначной оценки той или иной ситуации, или размышлению, вскрывая не только фабульный, событийный план, но и глубинный, скрытый при беглом ознакомлении. Автор поднимает извечный вопрос о смысле существования человека: смириться или противостоять, сетовать на неизбежность событий или изменить угол восприятия действительности. Все эти вопросы не единожды встают перед каждым, но всегда ли мы можем найти ответы – порой, это даже для нас самих так и остаётся загадкой...

Рецензии

Прекрасный роман и замечательная рецензия.
«Да, песок не особенно пригоден для жизни». Это так. Хотя сама наша жизнь есть тот же песок.
Вдохновения Вам, Полина, и удачи!
С уважением,
Виорэль Ломов.

Виорэль, очень приятно и лестно услышать от вас столь велеречивые слова! Спасибо!
А я априори влюблена в мужчину, который способен оценить одну из моих самых любимых книг.
Взаимно вам всего самого прекрасного и желанного, и пусть сказанное и сделанное возвратится сторицей!

Нет, - смысла жизни не постиг,
Кто в ней клянет недолготечность.
Один блаженства полный миг
Не всю ль обхватывает вечность?

Недолго держится роса,
Блестя слезой, на розе алой,
Но всею бездной небеса
Отражены тут в капле малой.

Иной цветок живет лишь день
Но он зато - краса природы,
А неизменно черный пень
Стоит бесчисленные годы.
Бенедиктов.

Абэ Кобо 1924-1993

Женщина в песках Роман-притча (1963)

Однажды в августе человек отправляется в трехдневный отпуск, чтобы пополнить свою коллекцию насекомых редкими видами, которые водятся в песках. Он добирается на поезде до станции S, пересаживается на автобус и, сойдя на конечной остановке, идет дальше пешком. Он минует деревню и идет песчаной дорогой в сторону моря. Дорога становится все круче, и кругом уже не видно ничего, кроме песка. Человек размышляет о песке: интересуясь насекомыми, которые в нем водятся, он изучал и литературу о песке и убедился в том, что песок - очень интересное явление. Продолжая путь, он вдруг оказывается у края песчаной ямы, на дне которой стоит лачуга. Он видит старика и спрашивает его, где здесь можно переночевать.

Старик, выяснив предварительно, что приезжий - учитель по профессии. а не инспектор из префектуры, приводит его к одной из ям. Мужчина спускается туда по веревочной лестнице. Его приветливо встречает молодая женщина - хозяйка убогой лачуги. Она кормит и поит гостя, но на вопрос, нельзя ли вымыться, отвечает, что воду привезут только послезавтра. Мужчина уверен, что послезавтра его уже здесь не будет. "Разве?" - удивляется женщина.

Лачуга утопает в песке, песок проникает всюду, и женщина держит над головой мужчины бумажный зонт, когда тот ест, чтобы песок не попал в еду, но песок все равно чувствуется во рту, скрипит на зубах, пропитываясь потом, песок налипает на тело. Женщина рассказывает, что во время прошлогоднего тайфуна ее мужа и дочь засыпало песком, так что теперь она совсем одна. Ночами ей приходится отгребать песок, чтобы дом не засыпало. Наверху з....

Роман Абэ Кобо "Женщина в песках" можно назвать немногословным, но многоликим. Он заполняет, как песок заполняет полупустой сосуд. И вот вы полны, вы целостны, но внутри вас песок.… А может, все это не песок, а может это частицы цветной мозаики, частицы огромного целого, которое можно рассмотреть только на расстоянии.

Действие в романе происходит в середине 20-го века, в Японии. Молодой, увлечённый насекомыми, мужчина уезжает на несколько дней к морю, чтоб пополнить свою коллекцию специфических песчаных мушек. Интересен его уезд тем, что он просто напросто убежал от обыденности - не сказал никому, куда, и насколько долго. Герой достигает песчаных дюн, ищет своих букашек, но вскоре сам становится насекомым безвылазно живущим в песках. Он опаздывает на автобус, что вынуждает его остановиться в деревне, в домике, спрятанном среди дюн. Дом находится на дне ямы, куда путешественника спускают на веревочной лестнице, якобы помогая. Свысока осматривает мужчина скудный быт женщины, целую ночь убирающей сползающий сверху песок, но он еще не знает, что утром лестницы не окажется. Ловец насекомых сам попадает в ловушку.

Попавший на дно ямы мужчина вынужден ночами копать песок. Сначала он бунтует, но бунт разбивается об однообразную логику женщины, молчаливо ждущую, когда он привыкнет, о ее податливость и согласие. Затем мужчина исступленно начинает искать выход, потом внезапно смиряется.

Оказывается, он не первый и не последний путник, которого спускают в яму копать ради того, чтобы следующей ночью отвоевывать у песка то же самое место. Удушливость и безвыходность, потеря свободы оказывается в конце концов всего лишь одной из миллиона песчинок, потому что цели и то, к чему энтомолог изначально хотел вернуться, не так уж и важны. А теряя стимул, являющийся точкой отсчета, мужчина теряет и осознание себя как личности с совокупным прошлым. Теперь у него нет прошлого, нет былых целей и нет будущего кроме песка. Личность стерта, уничтожена.

Свобода, самоидентификация, собственные устремления, некий комплекс "я" оказывается уничтожен наступающими песками и беспомощностью перед первобытностью, чрезмерной простотой. И в итоге оказывается, что стержень, вокруг которого вертится бытие человека, весьма расплывчат, практически неуловим. Главный герой выпадает из обычного измерения -- и попадает в другое, постепенно приспосабливаясь. У человека не одна личность, а множество -- или, проще говоря, ни одной личности. И все люди, живущие на автомате, а не осознанно, находятся на дне ямы, еженощно копая песок, "потому что это мой дом".

Почему же человек может привыкнуть ко всему, даже к тому, что первоначально казалось ему чудовищным и совершенно нестерпимым. Абэ прекрасно удалась реконструкция того, как происходит это изменение -- его даже сломом не назовешь, потому что дело не в какой-то травме или одном событии, а просто в проходящем времени. Прошло всего лишь немного времени -- и человек уже перестает вырываться, выискивает в существующем положении какие-то положительные стороны. Так можно привыкнуть и к жизни в песчаной яме, большая часть которой происходит в отгребании песка от своего жилища, постели с песком, еде с песком, отсутствии всего привычного и необходимого -- на практике оказывается, что для физического выживания все это не нужно.

Психологическое выживание -- другой вопрос. Яма с песком, это, конечно, крайний и очень жесткий образ, но легко экстраполировать его и на все остальное. Провинциальный город, из которого мечтали уехать и не уехали. Работу, которую мечтали найти и не стали искать. Пару музыкальных инструментов, которые мечтали освоить, но в конце концов прекрасно обошлись и без них. Действительно, без всего этого вполне можно жить.

Нет особой разницы для человека, где ему жить. Можно жить в тундре. Можно -- на необитаемом острове. Быть счастливым в шалаше и не чувствовать особенного счастья в роскошном особняке. Это только кажется, что человеку для счастья не хватает каких-то материальных благ. Будешь ты жить в городе, выполнять какую-то рутинную работу, совершать изо дня в день заведенные ритуалы вроде просмотра телевизора или разговора с друзьями по телефону. А если вдуматься, чем подобная жизнь в корне отлична от жизни в этой деревушке, затерянной в песках? Ритуалы, может быть, другие, непривычные для нас и для главного героя. А то, что составляет основу жизни -- обретение смысла существования, любовь, зарождение новой жизни -- ведь все то же!

В романе - притче "Женщина в песках" Абэ, с одной стороны, уводит героя и читателей вслед за ним от города, но, по сути, автор показывает обыденную, привычную человеческую жизнь, по средствам метафор, с особой яркостью.

Авторское внимание фиксируется на процессе изменения психологии, сознания скромного учителя, личности довольно ординарной. В прошлом мечтавший хотя бы чем прославиться, в настоящем он неожиданно оказывается вместе с одинокой женщиной в плену огромной песчаной ямы. Герой, помогая ей изо дня в день отгребать из ямы песок, угрожающий обрушиться с морского берега на деревню и разрушить, засыпать все жилища, постоянно ощущает внутренний разлад: "Если каждый раз спасать ближних, умирающих от голода, ни на что другое времени не останется...". В состоянии крайнего отчаяния, моральной и физической усталости он предпринимает попытку бегства из этой странной ловушки, но "мысль его бежит назад". Герой пренебрегает своей свободой, возвращается на дно ужасной ямы. Долгие, изнуряющие душу размышления о правах личности, о законе в условиях нечеловеческого существования приводят его к отказу от своего "я", приближая тем самым к всечеловеческому "мы". "В песке вместе с водой он словно обнаружил в себе нового человека".

Герой в конце книги не смиряется со своим положением, нет. У него просто меняется угол зрения, под которым он смотрит на жизнь. Ведь он по-своему счастлив там, в песках. Он любит эту женщину. Он добровольно остается с ней. И конец у этого произведения светлый, обещающий продолжение жизни.

Женщина в романе - светлый и естественный образ. Но она не главная героиня, скорое - это фон, оказывающий влияние, обращающий на себя внимание. Она есть, но вроде её и нет. Она существует как растение - держится за одно единственное место, вянет от засухи, цветёт от радости и ласки.

У нее даже нет имени, она просто -- женщина, и эта ее безымянность, покорность, текучесть, свойственные и песку, оказываются зыбучим болотом, поглощающим героя. Ей двигают очень простые, практически примитивные привычки, она так ограниченна, что просто не может быть настоящей, но сила ее слабости безмерна. Безвыходность положения мужчины становится все более очевидной, но он готов совершать насилие ради свободы, он которой откажется через несколько дней.

Секрет жизни - продолжение жизни. Любой мужчина всегда хочет быть свободным. Но в глубине души он стремится к тому, чтобы быть нужным.

Одним из главных символов романа является песок. Для того чтобы его раскрыть, обратимся к расшифровке символа песка, в словаре символов Джека Тресиддера. "Песок. По очевидным причинам, символ множества. В бесплодных, засушливых регионах, особенно на севере Африки и Ближнем Востоке, песок заменял воду при мытье и чистке посуды и помещений и поэтому ассоциировался с очищением. В более общем значении он символизирует неустойчивость, уничтожение, разрушение и течение времени (ассоциация с песочными часами)".

"Песок не знает отдыха. Незаметно, но упорно он захватывает и разрушает землю..." И вот песок практически разрушил деревню, в которой оказывается герой романа, это разрушение проявляется в том, что герои вогнаны в кабалу постоянного труда, чтобы не умереть, чтобы деревня не исчезла с лица земли. А человек, между тем, становится этой самой песчинкой: "Он рисовал в своем воображении движение песка, и у него уже начинались галлюцинации - он видел себя самого в этом нескончаемом потоке".

Человек - всего лишь небольшая частичка в движении мирового потока, от того, будет ли эта частичка функционировать по большому счету не зависит ничего. Это так же как в дюнах, одной песчинкой больше, одной меньше это ничего не значит для пустыни, которая заполнена песком. В этом мире и отдельная человеческая жизнь также ничего не значит. Но сам герой пока не хочет этого осознавать, он изо всех сил пытается доказать и женщине, и жителям деревни, что его будут искать.

Итак, песок это символ разрушения, но в романе присутствует и другой сильный символ - вода. В том же словаре символов: "Вода - древний универсальный символ чистоты, плодородия и источник самой жизни. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, женского символа потенции, лишенной формы. В общем смысле вода - эмблема всех жидкостей в материальном мире и принципов их циркуляции (крови, сока растений, семени), растворения, смешения, сцепления, рождения и возрождения".

Оба символа и вода и песок являются символами очищения, но только песок заключает в себе еще и разрушение, а вода-это источник жизни. В этом романе идет четкое противопоставление воды и песка, если песок и может существовать без воды, то в данном романе вода без песка не может: на дне бочонка с водой всегда песок, в жидкой похлебке песок, и чтобы получить воду, нужно копать песок. Таким образом, на основании этого можно сделать вывод, что песок заключает в себе мужское начало, вода - это женское начало, тем более в символике воды идет упоминание о том, что вода - женский символ. Каким же образом это проявляется в романе? Если женщина - вода, то абсолютно закономерно, что ее пребывание в этой деревни невозможно без мужчины - песка. Поэтому мужчина и попадает в эту лачугу. Мужчина - это и конкретный разрушитель, то он не желает отгребать песок, то он устраивает погромы в доме. Но, с другой стороны, мужчина - источник воды для этой женщины, за совместную работу им дают больше воды, да к тому же мужчина сам изобретает способ добычи воды из песка. В романе раскрывается миф - женское начало "воды" произошло из мужского начала "песка".

Можно говорить о том, что как женское начало не возможно без существования мужского, так и вода не возможна без песка (это в контексте именно данного романа). Обратим внимание на следующие строки романа: "Если смотреть сквозь призму песка, все предметы, имеющие форму, нереальны. Реально лишь движение песка, отрицающего всякую форму. Но там, за тонкой стеной в одну доску, женщина продолжает копать. Ну что она может сделать такими тонкими, хрупкими руками? Все равно что пытаться вычерпать море, чтобы на его месте построить дом. Спуская корабль на воду, нужно знать, что представляет собой вода. Эта мысль неожиданно освободила его от чувства подавленности, вызванного шуршанием песка, который копала женщина. Если корабль пригоден для воды, он должен быть пригоден и для песка. Если освободиться от сковывающей идеи неподвижного дома, то отпадет необходимость бороться с песком... Свободный корабль, плывущий по песку... Плывущие дома... Лишенные формы деревни и города... Песок, естественно, не жидкость. Поэтому на его поверхности ничто не удержится…" Песок - естественно не жидкость, мужчина естественно не женщина, но корабль - это символ радости, счастья, надежды, свободы, жизни в ее высшем измерении, а значит если все это пригодно для воды-женщины, значит может быть и пригодно для песка -мужчины. Вот только тут становится понятным, что именно женщине принадлежит функция создания счастья и радости, а мужчине порой эти истины не доступны, поэтому надо много сил, чтобы корабль проплыл по песку.

Добыв воду, мужчина получил независимость и вроде бы как бы стал свободным человеком, в романе вода - это его главное мужское достоинство. По сути героя тяготило именно то, что его незаконно задержали и он стал пленником, а вот если он уже знает механизм добычи воды в пустыне, то он восстановлен в своих правах как мужчина. Попытка побега - это не попытка убежать из песочной деревни, это скорее попытка выразить себя, показать, что ты не хочешь быть лишь песчинкой в этом мире, что ты гораздо больше, но побег сорван, героя вернули на место, больше желания бежать нет, значит ты всего лишь малая часть этого огромного мира, от потери этой части в мире ничего не будет и полицейские сводки, объявившие героя мертвым, являются свидетельством. Это мы себе кажемся самыми незаменимыми, а вот для космоса, каждый человек в отдельности не существует, а существует только как дюна.

Пески -- это еще и засасывающая повседневность. Но, может быть, для деревни спасение как раз в том, чтобы не сопротивляться. "Да, песок не особенно пригоден для жизни. Но является ли незыблемость абсолютно необходимой для существования? Разве все это отвратительное соперничество не возникает от стремления утвердить незыблемость? Если отбросить незыблемость и отдать себя движению песка, то кончится и соперничество".

А может быть, только тот человек достоин уважение, который бесконечно борется с повседневностью - с песком? Но ведь победить ее невозможно, значит бесконечная, безрезультатная борьба - это тоже смирение со своей маленькой, бессмысленной, песчаной ролью.

роман притча герой самоидентификация

Для любых предложений по сайту: [email protected]